Газета «Вестник»
Архив

№ 52 (939)
26 декабря 2008


Заголовки в формате RSS

Игрушки на ёлке — приманка для добрых вестей


Мы, кажется, успели перенять традиции всех народов мира, начинаем привыкать

к Санта-Клаусам, персонажам восточного гороскопа. Но часто забываем свои обычаи. Елка, хрустящий снежок, забавы на морозе — что может быть лучше в Новый год и на Рождество?

Елка стала для нас непременным атрибутом новогоднего праздника. А на Руси ее связывали с праздником Рождества Христова. Наряжали елку в сочельник. Часто в ход шли игрушки, сделанные своими руками. Рождественское дерево трудно было себе представить без игрушек-ангелочков. Дети обычно вырезали их изображения из старых открыток и журналов. А поскольку русские сохранили многие языческие верования, на елках нередко появлялись тряпичные куклы, имевшие магическое предназначение. Любой ребенок мог сделать закрутку из подручного кусочка ткани — куклу добрых вестей. Изготавливая ее, приговаривали, чтобы в дом приходили только радостные новости и события. На елке в бедных семьях, не имевших возможности покупать красивые елочные игрушки, вполне могла появиться «пеленашка». До революции крестить ребенка было принято на восьмые сутки от рождения. Мамы опасались, что до этого момента младенец останется без защиты и сразу же после родов скручивали из тряпиц куколку-оберег и клали в колыбель. Считалось, что пеленашка оттягивает на себя темные силы, потом ее хранили вместе с крестильной рубашечкой малыша или давали играть детям. Узелковая кукла-травница с определенным набором трав не только оберегала от злых сил, но и служила естественным ароматизатором помещения. Куколке-хранительнице домашнего очага формировали из узелков приличный бюст, она символизировала женское начало. Мировое древо – обереговые куклы разных полов на березовой рогатине. На свадьбе такая «инсталляция» водружалась в пирог. Все четко следили, чтобы при его разрезании «жених» с «невестой» не пострадали, а при изготовлении, не дай бог, не отвернулись друг от друга. И в том, и в другом случае – не быть миру в семье.

В Симбирске было принято устраивать общественные елки. Эта традиция укрепилась в 1902 году, когда было создано специальное благотворительное общество по организации рождественских праздников для бедных, и просуществовала до революции. Члены общества ходили по домам, узнавали желания детей, раздавали билеты и на елке вручали желанные подарки – чаще всего обувь, отрезы ткани на одежду, нехитрые игрушки.

На площадях старого Симбирска в Рождество шумели массовые гуляния — стояли балаганы, продавали неизменные леденцы, пирожки. У симбирян было принято на Святки ходить в гости. Считалось, как встретишь гостей, как одаришь, таким и будет год. Приходящие в шутку говорили «Поскупитесь – побьем окошки!».

Кстати, привычных нам Деда Мороза и Снегурочки в дореволюционной России долгое время не знали. В 1840 году князь Одоевский рассказал старую сказку про злобного Морозко на новый лад. Его Мороз Иванович отличался добротой и мудростью. Только к концу XIX века в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В 1873 году Александр Островский написал пьесу-сказку «Снегурочка» – о дочери Мороза и Весны, которая позже странным образом превратилась во внучку обычных стариков.

Все уже знают, что родиной Деда Мороза принято считать Великий Устюг, ну а Снегурочка «увидела свет» в имении Островского Щелыково Костромской губернии. Сегодня, ассимилировавшись с образом Санта-Клауса, Дедушка может выглядеть как угодно. У дореволюционного же Мороза были густые седые борода и волосы, рубашка и брюки – белые, льняные, украшенные геометрическим орнаментом. Шуба — длинная, по щиколотку, обязательно красная (как и шапка) желательно расшитая серебром и отороченная лебединым пухом. На руках – трехпалые перчатки или варежки – еще в языческой Руси трехпалость считалась признаком принадлежности к высшему божественному началу. А вот белый пояс с красным орнаментом – это символ связи предков и потомков. Дед Мороз был обут в серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. В сильную стужу старик мог надеть белые, шитые серебром валенки. Главным его атрибутом был посох – хрустальный, с наконечником в виде месяца или головы быка, символизирующей власть, плодородие и счастье.

На Святки в деревнях Симбирской губернии было распространен обряд кликанья мороза. Он представлял собой вынос ритуальной пищи в определенное место и время, при котором произносилась специальная приговорная формула. Исполнителем обряда был, как правило, старший в доме. Кликанье проводилось в полночь. Наиболее было распространено кормление мороза овсяным киселем, иногда – блинами. «Дед Мороз, Дед Мороз! Приходи блины есть! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй!» — приговаривали угощавшие.

С приходом советской власти сказочные персонажи – Дед Мороз и Снегурочка — оказались не у дел, причем внучку «продержали в ссылке» аж до середины прошлого века. Дед Мороз появился на Кремлевской новогодней елке в 1937 году. Его постоянная спутница была отозвана из ссылки стараниями Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые много лет подряд писали сценарии для кремлевских праздников. Кстати, в немилость к большевикам попало и само рождественское дерево. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов», — говорили сторонники новой власти.

На новых елках, которым вернули статус праздничного символа в 30-е годы XX века, появились новые игрушки. Красноармеец, партизан с красной полосой на папахе, санитарка — типичные новогодние украшения того времени. Их вместе с елочными игрушками разных времен можно увидеть в музее городского быта, где развернулась выставка «Кукла на елке». А еще здесь можно самим научиться делать новогодние и рождественские игрушки и символические обереги, которые непременно принесут счастье в новом году.

Предыдущая статья  Следующая статья
Архив
Ульяновский государственный университет

Главный редактор: Хохлов Д.Г.

Адрес:
432700 г.Ульяновск
ул. Водопроводная, д.5

Телефоны:
67-50-45, 67-50-46

Газета зарегистрирована
28.03.1996 г. Поволжским регионалным управлением Госкомпечати. С 1335.

Site design:
Виорика Приходько

Programming:
Олег Приходько,
Константин Бекреев,
Дмитрий Андреев

[Valid RSS]


Свежий номер   |   О нас   |   Для рекламодателей   |   Доска объявлений   |   Письмо в редакцию   |   Ссылки

Copyright © Вестник, 2001-2019